Наука о том, как правильно критиковать, или обличение в любви.

Для того чтобы созидать крепкие взаимоотношения, нам необходимо научиться правильно воспринимать критику, но так же в жизни бывают моменты, когда вам приходится само­му становиться критиком. (заметьте критиком, а не критином)))))

Однажды Иисус начал говорить Своим ученикам о Своей приближающейся смерти. На что Петр отреагировал по-своему:

От Матфея 16:22-23 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. 

Это было, что ни есть жесткое обличение. Фактически Иисус указал Петру на некий сговор с дьяволом. Что тот позволил сатане воспользоваться его устами. И что Петр мыслит далеко не так как мыслит Бог.

В другом месте Писания Иисус дает правило, как последовательно обличать людей в Церкви:

От Матфея 18:15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 

Мы видим  с вами, что цель конструктивной критики, это добиться того, чтобы быть услышанными. И если люди все равно остаются при своих, то приходится в конечном итоге к ним относится как к внешним. То бишь они больше не являются церковью.

Павел писал категорично:

1 Коринфянам 5:11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. 

Итак, мы с вами можем обличать, и при этом надеяться на благоразумие и смирение людей. Для этого мы должны с вами понимать, что не только важно, что мы говорим, но и как мы говорим. Мы должны помнить, что бездумные обличения могут быть губительными.

Поэтому прежде чем обли­чать, проверьте себя в следующих областях. Я хочу дать опять 10 советов того как следует критиковать.

10 советов того как следует критиковать:

 1. Проверьте свои мотивы.

Чем именно вы руководствуетесь, когда хотите обличать людей? Что толкает вас на этот поступок? И т.д. и помните что: Целью конфронтации должна быть помощь, а не унижение.

Три ключевых вопроса по­могут вам выявить ваши истинные мотивы. Во-первых, спросите себя: “Стал бы я критиковать человека, если бы он лично меня не задел?”

 Когда нас это сильно не касается, мы не настолько устремлены выяснять отношения. Но очень часто мы реагируем иначе, когда это касается нас лично или задевает на­ши эмоции. Вот вам история, которая демонстрирует то, что я говорю:

Встречаются как то после школы два подростка:

Санек: “Слушай,  этот новенький просто дебил какой-то

Игорь: ” Хорош, Не стоит так его обзывать, ты же знаешь, я не люблю этого “.

Санек: «Ну, я психанул, потому что он  сказал, что твоя новая рубашка просто отстой»

Игорь: “Чего он сказал? Ну ка еще раз скажи, что не нравится этому дебилу?”.

Как вы видите, если это касается нас, то мы быстрее реагируем. Поэтому вопрос все тот же: “Стал бы я критиковать человека, если бы он лично меня не задел?”

 Во-вторых, спросите себя: “Я критикую, чтобы мне казаться лучше, чем он?”

Кто-то сказал: «Унижать людей, чтобы самому ка­заться выше, — это самая низкая форма удовлетворе­ния своего “я”».

На самом деле это признак весьма неуверенного в себе человека. Если вы критикуете чтобы казаться лучшим, то вы демонстрируете свою собственную беспомощность.

Друзья помните: Для того чтобы ваша звезда сияла, не обязательно задувать свечу другого человека.

В-третьих, спросите себя: “Что приносит мне эта кри­тика – боль или удовольствие?”

Когда вам больно критиковать других, вы, скорее всего, объективный человек. Но если вы получаете, хотя бы малейшее удовольствие от того, что делаете, вам следует придержать язык.

Итак, проверяйте свои мотивы.

2. Убедитесь, что проблема стоит критики.

Задайтесь следующим вопросом:  Для кого эта критика действительно имеет значение?

Иногда наша гордость заставляет нас ввязываться в перепалки, которых могло бы и не быть. Возможно, вы слишком принципиальны? Вы пытаетесь доказать что то, что является очень важным для вас, но… через какое время вы уже критикуете с целью унизить точку зрения собеседника. А там недалеко, что вы перейдете на личность.

Кто-то говорил: «Постоянная критика по мелочам — признак неглубокого ума».

Человек, унижающий других, в глубине души ощущает себя униженным.

Как не позволять себе отвлекаться и реагировать на мелочи?  Секрет заключается в том, чтобы не отводить взгляда от своей цели. Зачем вы начали этот разговор? Чего вы хотели добиться?

Писание говорит нам: 1 Петра 4:11 Говорит ли кто, говори как слова Божии … дабы во всем прославлялся Бог …

3. Будьте конкретны.

Обличая человека, вы должны быть тактично конкретными. Говорите именно то, что имеете в виду, и всегда приводите фактические примеры, чтобы не оказаться голословным.

Однажды в одной церкви был служитель, которому было очень трудно обличать людей; он не любил заставлять людей видеть свои ошибки. Так вот его вызвал пастор и объяснил, почему это надо делать и как. Даже они отрепетировали все, что он должен был сказать одному человеку.

После встречи пастор поинтересовался, как прошел разговор.

Служитель сказал что все прошло очень мирно, и у того не было никаких вопросов. Было очень странно, что после такого обличения никаких вопросов не возникло. Пастор решил сам поговорить с тем человеком. Он вызвал его и спросил, как прошел разговор и что тот понял с него. На что тот ответил:

“Мы полчаса беседовали с ним, но я так и не понял, что, же он хотел мне сказать”. Этот служитель провел полчаса, ходя вокруг да около, но так и не коснулся сути вопроса. Я думаю, ему лучше было вообще не говорить об этом.

Если вы не можете быть конкретным, то и не обличайте. Люди обычно замечают, когда вы обходите проблему стороной, и не будут уважать вас за это.

Итак, будьте конкретными в своем обличении.

4. Не подрывайте уверенность человека в самом себе.

Про Иисуса было написано: От Матфея 12:18-21 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; … трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы. 

Постарайтесь найти хотя бы одну сферу, в которой вы сможете похвалить человека, прежде чем поднимете проблему. Заверьте человека в том, что вы уверены в нем и в его способности правильно поступить в создавшейся си­туации. Будьте искренны и ожидайте лучшего.

Не подрывайте уверенность человека в самом себе.

5.  Не сравнивайте одного человека с другим.

Разбирайтесь с людьми на индивидуальном уровне. Сравнения во время обличения, всегда вызывают обиды, а обиды вызывают враждеб­ность. Нет никакой нужды в том, чтобы еще больше усугублять имеющуюся проблему.

Если вы будете придерживаться фактов, то, скорее всего человек не будет занимать оборонительную позицию. Всякий раз, когда мы сравниваем людей, мы травим их между собою. Иногда в одной семье дети ненавидят друг друга из-за того, что родители постоянно между собой их сравнивали.

Хотите обличать, обличайте, но не сравнивайте.

6. Помогайте найти выход из ситуации — или не обличайте вообще.

Уилл Роджерс говорил: Нет ничего проще, чем указывать на недостатки. Увидеть, что что-то не так, нес­ложно, но для того чтобы увидеть, как это исправить, требуется действительно хорошее зрение”.

Смотрите не только на проблему; проверьте, не сможе­те ли вы найти какие-то решения. Большинству из нас намного проще критиковать, чем творить.

Если вы не готовы исправить ситуацию, значит, вы не готовы и комментировать ее.

Обличение без того чтобы показать выход, простое осуждение. Дух Святой никогда не загоняет человека в тупик. Обычно этим занимается сатана.  Поэтому обличая, ищи выход и помоги его увидеть.

7.  Атакуйте проблему, а не человека.

Разбирайтесь с имеющимися проблемами, а не с личностью человека. Когда конфронтация прев­ращается в личные разборки, вы губите свою собствен­ную репутацию и оказываетесь в без выигрышной ситу­ации.

Ожидаемым результатом конфронтации должно быть то, что человек уйдет с четким пониманием проблемы и надеждой на то, что он сможет ее исправить.

Когда ко Христу привели женщину пойманную во время прелюбодеяния, и осуждали ее, Он выбрал совершенно другой путь:

От Иоанна 8:3-11 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. 

Иисус не отожествлял грех с личностью. Он показал женщине выход: иди и больше этого не делай.

8. Обличайте в подходящий момент.

 Подходящий момент — это сразу же, как только вы узнаете, что что-то не так.

Помните  вам не избежать разговора с человеком, создавшим проблему. Когда вы ждете слишком долго, вы упускаете подходящий момент, и проблема остается нерешенной.

Когда же вы своевременно обличаете человека, вам будет легче придержи­ваться фактов и использовать их как возможность помочь человеку вырасти.

 Спустя время многие факты сотрутся в памяти, придет предвзятость или усталость, ваше обличение будет несвоевременно и беспочвенно. Поэтому решайте вопросы сразу же по факту, конечно же, без эмоций и объективно.

 9. Прежде чем смотреть на других, посмотрите на себя.

Вместо того чтобы ставить других людей на свое место, поставьте себя на их место.

Иисус говорил: От Матфея 7:12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…

Задайте себе вопрос: Добились ли вы Успеха в том деле, в котором сейчас, как вы считаете, потерпел Крах другой человек?

Посмотрите на вещи с его точки зрения. Возможно, вы увидите интересную вещь, может оказаться, что не только ему необходимо измениться, но и вам.

10. Закончите конфронтацию воодушевлением.

Всегда обличайте по принципу “сэндвича”: Поместите критику между похвалой в начале и воодушевлением в конце разговора.

Оставлять расстроенного человека без надежды – жестоко и не великодушно. Немецкий поэт Гете сказал: “Исправление дает многое, но воодушевление еще больше. Воодушевление после порицания подобно солнцу после дождя”.

Итак, сегодня мы поговорили с вами о том, как правильно критиковать, или обличать людей. При этом всегда помните слова Павла: Галатам 6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 

Пусть Бог даст нам ясность и мудрость в каждом вопросе. Аминь.

Запись опубликована в рубрике Проповеди. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий