Давайте сегодня поговорим об усердии. На самом деле когда я стал копать эту тему она показалась мне интересной. Итак, Писание говорит нам что одним из качеств характера, которым необходимо каждому обладать – это усердие.
Так что же такое на самом деле усердие? Давайте для начала обратимся к различным словарям:
Усердие – это сердечное расположение, горячая преданность, приверженность к кому-либо или к чему-либо; большое старание или рвение.
Поэтому усердный человек – это сердечно расположенный, горячо преданный, приверженный кому-либо или чему-либо.
Усердие – это старание к делу, рвение или ревность; добросовестное исполнение и сильное прилежание (В. Даль).
Усердный человек – это человек старательный, прилежный, заботливый, берущийся за дело всем сердцем (В. Даль).
А вот несколько крылатых цитат из интернета:
«Дорогу одолеет только тот, кто хоть неторопливо, но идет вперед».
«Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его усердию».
Теперь давайте прочтем несколько мест Писание об усердии и о его преимуществах:
“Со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон” (2 Пар. 15:15).
11 Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. (Деян.17:11)
8 Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. (1Пет.4:8)
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, (1Пет.5:2)
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей? (1Фесс.3:10)
Еще одно слово, которое характеризует слово усердие – это слово ревность.
“Ревнуйте о дарах больших…” (1 Кор. 12:31).
“Ревнуйте о странноприимстве” (Римл. 12:13).
“Ревновать – это слово, которое воспроизведено от таких слов как «рвать” и “рвение” и означает: “потщиться” (постараться, поусердствовать всеми силами), или «стремиться с рвением».
“Не ревновать – означает не заботиться, не усердствовать, а быть равнодушным” (В. Даль).
«В данном случае ревность, имеет смысл – горячее усердие, старание, стремление к добру. Эту ревность не следует смешивать с ревностью супружеской, суть которой – слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-то любви или верности.
Охваченного человека такою ревностью, называют ревнивым, и нас сейчас это не интересует. А вот если ревность деловая – то она полезная. Такого человека называют ревностным и значение его – самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всею душой делу». Ожегов.
Что библия говорит о таком виде ревности?
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. (Откр.3:19)
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (Тит.2:14)
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. (2Кор.9:1,2)
Деловая ревность, это движущая сила в деятельности всякого Божьего человека в любом виде его труда и служения.
Павел писал Римской церкви:
11 в усердии не ослабевайте; … (Рим.12:11)
Эту фразу еще можно перефразировать так: “Не ленитесь проявлять рвение и усердие”.
Усердие, о котором здесь говорится, имеет отношение ко всему, что делают верующие в своей жизни перед Господом.
Все, что касается служения Господу, заслуживает восторженного и заботливого отношения.
Иисус сказал Своим ученикам:
“Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать” (Иоан. 9:4).
Иисус знал, что время Его земного служения ограничено, и считал, что каждый момент в служении Отцу на земле, очень важен.
Павел наставлял верующих в галатийских церквях:
“Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере” (Гал. 6:10).
Жизнь по Слову Божьему не даёт ни права, ни места лени и праздности. Поэтому Соломон обучал своих сыновей:
“Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости” (Еккл. 9:10).
Все, что мы делаем для Господа, должно быть выполнено в нынешней жизни. Леность в христианской жизни не только не дает совершиться добру, но и позволяет процветать злу.
Павел писал церкви в Эфесе:
“Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы” (Ефес. 5:15-16).
Друзья, чтобы разрослись сорняки, садовнику нужно всего лишь перестать уделять внимание саду.
И помните всегда Господь вознаграждает тех, кто служит Ему с усердием.
“Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования” (Евр. 6:10-12).
И в конце хотелось бы рассмотреть притчу Иисуса о розданных талантах. Одному было дано 5, другому 2, а третьему 1. Когда после продолжительного отсутствия, господин этих слуг возвратился и потребовал у них отчета в том, что он доверил им, слуга, получивший один талант сказал:
“Господин! Я знал Тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь где не рассыпал; и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое”.
Господин сказал ему в ответ: “Лукавый раб и ленивый”! Ты знал, что я жну где не сеял, и собираю, где не рассыпал: посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед, получил бы мое с прибылью:
итак, возьмите у него талант и дайте имеющем десять талантом, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеется, а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плачь и скрежет зубов” (Мтф.25:24-30).
Это место Писания ясно показывает нам на то, что Господь обязательно потребует отчета от каждого из Своих слуг в усердии, которое они или проявляли, или нет, в служении Ему.
Мы видим ясно причину «горя» в жизни этого слуги, который изображен в этой притче. Оно двояко: он был “лукавый” и он был “ленивый” раб.
Лукавство его проявлялось в том, что он называет своего господина – «человеком жестоким”. Мы не станем заниматься этим аспектом его характера, но поговорим о том, что он был “ленив”.
Лень не является редким недостатком. Ленивые люди никогда не ищут работы, когда же их настигает работа, они стараются ее всячески избежать.
К сожалению, многие христиане, страдают этой болезнью, и являются огромной проблемой для своих близких и друзей.
Лень – это привычка рассматривать благоприятные возможности, как помехи в своей жизни.
Ленивые люди хотят побыстрее отвязаться от этих возможностей и снова с удовольствием начать бездельничать.
Ленивые люди не просто праздны, но и хитры. Они могут создавать вид работающих, но в принципе ничего не делают полезного, а просто убивают время.
Усердный же человек наоборот. Он умело управляет своим временем, он постоянно в поиске благоприятных возможностей, поэтому он дышит жизнью, а не просто существует.
Обстоятельства могут ограничить внешние возможности человека, но его эффективность, никогда.
Если лентяя попросить о какой-то услуге, он реагируют так, будто на него возлагается ужасное бремя. Человек, который рассматривает услугу как бремя, не может быть верным Богу, аналогично, он не может верно служить и людям.
Если мы считаем служение Богу тягостным занятием, если мы не находим в этом никакого удовлетворения, и если мы расходуем время и запасы сил без ограничения лишь на удовольствия, то пришло время серьезно взяться за свой характер.
Некоторые, из так называемых детей Божьих, постоянно испытывают отвращение к труду и всегда готовы извиняться, только бы ничего не делать;
Другим же, не достает достаточно побуждений для того, чтобы самостоятельно находить себе работу во Христе, а потому они праздно стоят, ожидая, что что-то внезапно появиться само.
Каждый верный христианин дорожит моментом, и если он внешне не занят, то внутренне он всегда активен; уповая на Господа в подлинной готовности сердца.
Это не та лихорадочная активность людей, но бдительность прилежного слуги, который учится обращать свой взор ввысь и может всегда видеть труд своего Отца, Который ожидает от него – взаимного сотрудничества.
«Ленивый слуга» – это тот, который не видит всю срочность Божьей работы, и который может удобно ожидать месяцами, прежде чем приступит к делу.
Христу нужны труженики, которые ревностно наблюдают за набегающими событиями и никогда не оставят на завтра то, что могут выполнить сегодня.
Если мы хотим служить Господу, усердие всегда проявится чем-то существенным, но в то же самое время, усердие – это что-то внутреннее, и его нельзя измерять лишь только нашей занятостью.
Мы не должны мириться с таким пороком как леность, поэтому нам необходимо развивать огромное стремление к усердию в служении Господу.
Если же после встречи с трудной работой, мы все же оставляем ее, нам важно понуждать себя трудиться еще более упорнее, чтобы не оказаться бесполезным и бесплодным.
Вот почему нам важно не удовлетворяться уже достигнутым результатом, но постоянно умножать свой труд, до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Заметьте, что усердие исключает праздность. Корни праздности в лени, а целительным средством против лени, всегда являлось усердие.
Исправив один недостаток, нам необходимо исправить другой, а затем третий, а затем и все остальные, чтобы нам не остаться без успеха и “плода в познании Господа нашего Иисуса Христа”.
Когда с помощью Божией, мы достигаем этого, тогда в нашем характере происходит перемена. Мы перестаем быть бездельниками, а превратимся в тех, которые с радостью принимаются за тяжелый труд и являются радостными служителями Господа.
Обратимся вновь к притче в Матф.25, над которым мы сегодня размышляли. В этой притче мы видим слугу, осужденного в “неверности” и “лености”.
Сам же Господь произносит над ним приговор: “А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов” (Мтф.25:31)
Как же называет его Господь? – «Негодный раб».
Давайте будем относиться к служению Господу с серьезным намерением и будем просить Бога освободить нас от наших ленивых привычек. Потому как Господь благословляет Своих усердных слуг.
Если лень – это укоренившаяся в нас привычка, которая развивалась в нас годами, мы не можем надеяться, что сможем справиться с ней в течении двух дней.
Если мы хотим оказаться верными тружениками на Его полях, нам важно распрощаться с леностью и лукавством, жестким образом, чтобы однажды не оказаться негодными работниками.
Я всем сердцем призываю каждому, быть добрым и верным работником, умножающим Его Царство на этой земле в 2, 5 и 10 раз. Да благословит вас Господь!